Шумоизоляция и звукоизоляция в чем разница

Шумоизоляция и звукоизоляция в чем разница

Качество акустических проектов напрямую зависит компетенций строителей. Традиционный подход к решению проблем звукоизоляции заказчика основан на практике и опыте порой не утруждающих себя на изучении новых научных достижений строителей, которые ограничивают или уменьшают суммарный акустический эффект.

Клиенты и сами подвержены действиям акустических мифов. Давайте их разрушать.

Миф первый: В чём разница между звукоизоляцией и звукопоглощением.

Что есть звукопоглощение?

Звукопоглощение – это снижение энергии отражённой звуковой волны при взаимодействии с преградой, например со стеной, перегородкой, полом, потолком. Осуществляется путем рассеивания энергии, ее перехода в тепло, возбуждения вибраций. Звукопоглощение оценивают по среднему показателю в диапазоне частот 250-4000 Гц и обозначают с помощью безразмерного коэффициента звукопоглощения (КЗП). Этот коэффициент может принимать значение от 0 до 1 (чем ближе к 1, тем соответственно выше звукопоглощение).

Что есть звукоизоляция?

Звукоизоляция – снижение уровня звукового давления при прохождении волны сквозь преграду. Эффективность ограждающей конструкции оценивают индексом изоляции воздушного шума Rw (усредненным в диапазоне наиболее характерных для жилья частот – от 100 до 3000 Гц), а перекрытий – индексом приведенного ударного шума под перекрытием Lnw. Чем больше Rw и меньше Lnw, тем лучше звукоизоляция. Обе величины измеряются в дБ (децибел).

Для улучшения звукоизоляции необходимо использование и специальных звукопоглощающих материалов и увеличивать массу ограждающих конструкций, а так же их акустической развязки в местах примыкания. При отделки помещения только звукопоглощающими материалами приводит к незначительной звукоизоляции помещений.

Миф второй: Установка более высокого значения индекса Rw, изоляция воздушного шума, обеспечивает лучшую изоляцию.

Что такое индекс Rw.

Индекс звукоизоляции воздушного шума Rw это интегральная характеристика, применяемая для диапазона частот 100-3000 Гц и разработанная для шумов бытового типа (разговорная речь, радио, телевизор). Чем больше значение Rw, тем выше изоляция для звуков этого типа. Но, например, перегородки из некоторых строительных материалов (бетона или кирпича) имеют индекс Rw ниже, чем у легкой каркасной перегородки из гипсокартона, но обеспечивают гораздо более высокую звукоизоляцию на низких частотах.

При проектировании звукоизолирующих перегородок необходимо учитывать частотные характеристики всех существующих источников шумов в помещении. При выборе материалов для конструкций необходимо сравнивать их звукоизоляцию в треть-октавных полосах частот, а не индексы Rw. При звукоизоляции низкочастотных шумов (механическое оборудование, домашние кинотеатры) необходимо использовать плотные массивные материалы для ограждающих конструкций.

Миф третий: Проектирование шумного инженерного оборудования возможно в любой части здания поскольку его всегда можно звукоизолировать.

Размещение шумного инженерного оборудования должно производиться при проектировании здания. В противном случае звукоизоляция неправильно установленного оборудования может обойтись в разы дороже, тем более не всегда возможно снизить шум инженерного оборудования во всем звуковом диапазоне частот.

Шумное инженерное оборудование необходимо размещать в удалённых участках здания, вдали от защищаемых помещений. Возможности шумо- и виброизолирующих материалов не безграничны, они зависят от сочетания массогабаритных характеристик оборудования и строительных конструкций. Существующее инженерное оборудование, некоторые его типы, имеют ярко выраженные низкочастотные характеристики, снизить уровень которых достаточно трудно.

Миф четвёртый: Современные пластиковые окна с двухкамерным стеклопакетом обладают более высокими звукоизолирующими свойствами по сравнению с однокамерными.

Из-за акустической связи между стеклами и возникновения резонансных явлений в тонких воздушных промежутках (обычно они составляют 8-10 мм) двухкамерные стеклопакеты, как правило, не обеспечивают значительной звукоизоляции от транспортного и авиационного шума по сравнению с однокамерными стеклопакетами аналогичной ширины и суммарной толщиной стекол.

Чтобы увеличить звуконепроницаемость вашего помещения необходимо устанавливать стеклопакеты максимально возможной ширины (не менее 36 мм), стёкла должны быть массивные и желательно разной толщины, например, 6 и 8 мм. Если стеклопакет двухкамерный, то необходимо применять не только стёкла разной толщины, но и промежутки между ними разной толщины. Профильная же система должна быть обеспечена трёхконтурным уплотнением створок по всему периметру окна, именно качество притвора играет большую роль в звукоизоляции окна.

Миф пятый: Применение матов из минеральной или стекловаты в каркасных перегородках обеспечивает высокую звукоизоляцию помещений.

Специальные звукопоглощающие плиты из минерального или стеклянного волокна обеспечивают увеличение звукоизоляции каркасных перегородок, в зависимости от их конструкции, на величину не более 3-6 дБ. Применение в звукоизоляционных конструкциях произвольных утеплителей приводит к ещё меньшему эффекту или вовсе не оказывает на звукоизоляцию никакого эффекта.

Необходимо использовать специальные звукопоглощающие минеральные плиты, которые обеспечивают высокие показатели звукопоглощения. Но этого недостаточно, необходимо так же применять их с устройствами массивных или акустических развязанных ограждающих конструкций с повышенной изоляцией.

Миф шестой: Возведение перегородки с высоким значением индекса звукоизоляции обеспечит хорошую звукоизоляцию помещений.

Звук распространяется из одного помещения в другое не только через разделяющую перегородку, но и по всем примыкающим строительным конструкциям и инженерным коммуникациям (перегородки, потолок, пол, окна, двери, воздуховоды, трубопроводы водоснабжения, отопления и канализации). Все эти строительные элементы требуют мероприятий по звукоизоляции. Например, если построить перегородку с индексом звукоизоляции Rw=60 дБ, а затем смонтировать в ней дверь без порога, то суммарная звукоизоляции ограждения практически будет определяться звукоизоляцией двери и составлять не более Rw=20-25 дБ. Тоже самое произойдет, если соединить оба изолируемых помещения общим вентиляционным каналом, проложенным через звукоизоляционную перегородку.

При проектировании помещения необходимо обеспечит баланс между всеми элементами строительных конструкций и их звукоизолирующими свойствами таким образом, чтобы каждый из каналов распространения звука имел примерно одинаковое влияние на общий итог звукоизоляции. Системе вентиляции, оконным и дверным проёмам следует уделить особое внимание.

Миф седьмой: Каркасные 3-слойные перегородки (ГКЛ+минплита+ГКЛ+минплита+ГКЛ) имеют более высокие звукоизоляционные характеристики по сравнению с обычными, 2-слойными (ГКЛ+минплита+ГКЛ) аналогичной толщины и массы

Интуитивно кажется, что чем больше чередующихся слоев гипсокартона и минеральной ваты, тем выше звукоизоляция ограждения. На самом деле звукоизоляция каркасных или пустотелых перегородок зависит от массы (и жесткости) материала облицовки и от толщины (и звукопоглощающих свойств) воздушного промежутка между ними.

Различные конструкции перегородок на основе каркаса из деревянного бруса 50х100 мм изображены на рис.1 и расположены в порядке возрастания звукоизолирующей способности. В качестве исходной конструкции звукоизоляционной перегородки, смонтированной на двух независимых каркасах, рассмотрим поз.5.

Рис.1. Звукоизоляция различных конструкций перегородок.

Если внутри исходной перегородки (поз.5, рис.1) закрепить один или два дополнительных слоя гипсокартона, мы разделим существующий воздушный промежуток на несколько более тонких сегментов (поз.4, поз.3, рис.1). Несмотря на увеличение поверхностной массы перегородки, уменьшение воздушных промежутков значительно снизит звукоизоляцию на низких частотах, что приведет к общему уменьшению значения индекса изоляции воздушного шума Rw.

Читайте также:  На грядке нет помидоров

Если же по одному дополнительному слою ГКЛ смонтировать на каждую наружную сторону перегородки (поз.6, рис.1), то звукоизоляция перегородки значительно возрастет.

Необходимо отметить, что при устройстве перегородок №3 и №6 использовалось одинаковое количество материалов. Таким образом, применение правильного технического решения при конструировании звукоизоляционных перегородок и оптимальное сочетание звукопоглощающих и общестроительных материалов имеет гораздо большее влияние на конечный звукоизоляционный результат, чем простой выбор специальных акустических материалов.

Чтобы увеличить эффект звукоизоляции каркасных перегородок. необходимо монтировать конструкции из независимых каркасов, а так же двойные или тройные облицовки из ГКЛ. Немаловажно внутреннее пространство заполнять специальным звукопоглощающим материалом и применять упругие прокладки между направляющими профилями и строительными конструкциями, а так же тщательно герметизировать стыки.

Миф восьмой: Эффективным звукоизолирующим и звукопоглощающим материалом является пенопласт

Пенопласт по сути своей является пенополистиролом, это прекрасный теплоизолирующий материал, он весьма популярен и используется строителями в различных формах, но для звукоизоляции он не годится. Единственная конструкция, в которой применение пенопласта может положительно повлиять на снижение шума, это его укладка под стяжку в конструкции плавающего пола. Да и то это касается снижения только ударного шума. При этом, эффективность слоя пенопласта толщиной 40-50 мм под стяжкой не превышает эффективности большинства прокладочных звукоизоляционных материалов толщиной всего 3-5 мм. Большинство строителей рекомендуют наклеивать листы пенопласта на стены и потолки, а потом штукатурить, для звукоизоляции помещений. На самом деле, такая «звукоизоляционная конструкция» не увеличит, а в большинстве случаев даже уменьшит (. ) звукоизоляцию ограждения. Дело в том, что облицовка массивной стены или перекрытия слоем гипсокартона или штукатурки с использованием акустически жесткого материала, каким является пенополистирол, приводит к ухудшению звукоизоляции такой двухслойной конструкции. Это связано с резонансными явлениями в области средних частот. Например, если такую облицовку смонтировать с двух сторон тяжелой стены (рис. 3), то снижение звукоизоляции может быть катастрофическим! В данном случае получается простая колебательная система (рис.2) “масса m1-пружина-масса m2-пружина-масса m1”, где: масса m1 – слой штукатурки, масса m2 – бетонная стена, пружина – слой пенопласта.

Рис. 4. Ухудшение изоляции воздушного шума стеной при монтаже дополнительной облицовки (штукатурка) на упругом слое (пенопласт).
а – без дополнительной облицовки (R’w=53 дБ);
б – с дополнительной облицовкой (R’w=42 дБ).

Как и любая колебательная система, данная конструкция имеет резонансную частоту Fo. В зависимости от толщины пенопласта и штукатурки, резонансная частота данной конструкции будет находиться в диапазоне частот 200-500 Гц, т.е. попадет в середину речевого диапазона. Вблизи резонансной частоты и будет наблюдаться провал звукоизоляции (рис.4), который может достигать величины 10-15 дБ!

Необходимо отметить, что к такому же плачевному результату может привести применение в подобной конструкции вместо пенопласта таких материалов, как пенополиэтилен или пенополипропилен, а вместо штукатурки листов гипсокартона.

И ещё один момент. Для того, чтобы материал хорошо поглощал звуковую энергию необходимо, чтобы он был пористым или волокнистым, т.е. продуваемым. Пенополистирол это непродуваемый материал с закрытой ячеистой структурой (с пузырьками воздуха внутри). Слой пенопласта, смонтированного на жесткой поверхности стены или перекрытия, обладает исчезающе малым коэффициентом звукопоглощения.

При монтаже дополнительных звукоизоляционных облицовок в качестве демпфирующего слоя необходимо применять акустически мягкие звукопоглощающие материалы, на основе тонкого базальтового волокна, например. Для лучшего эффекта звукопоглощения необходимо использовать специальные звукопоглощающие материалы, а не произвольные утеплители.

Миф девятый: Для звукоизоляции помещения от воздушного шума достаточно использовать тонкие звукоизолирующие материалы, наклеив или закрепив их на стену, или некие “суперэффективные” акустические конструкции толщиной 10-20 мм

Основным фактором, разоблачающим этот миф, является наличие самой проблемы звукоизоляции. Если бы в природе существовали такие тонкие звукоизолирующие материалы, то проблема защиты от шума решалась бы еще на стадии проектирования зданий и сооружений и сводилась бы только к выбору внешнего вида и цены подобных материалов.

Выше говорилось о том, что для изоляции воздушного шума необходимо применение звукоизолирующих конструкций типа “масса-упругость-масса”, в которых между звукоотражающими слоями располагался бы слой акустически “мягкого” материала, достаточно толстого и имеющего высокие значения коэффициента звукопоглощения. Выполнить все эти требования в пределах общей толщины конструкции 10-20 мм невозможно. Минимальная толщина звукоизоляционной конструкции, эффект от которой был бы очевидным и ощутимым, составляет примерно 40-50 мм.

Иногда “специалисты” приводят в пример технологии шумоизоляции кузовов автомобилей тонкими материалы. В этом случае работает совсем другой механизм шумоизоляции – вибродемпфирующий, эффективный только для тонких пластин (в случае с автомобилем – металлических).Вибродемпфирующий материал должен быть вязкоэластичным, обладать высокими внутренними потерями и иметь толщину больше, чем у изолируемой пластины. Ведь на самом деле, хотя автомобильная шумоизоляция имеет толщину всего 5-10 мм, это в 5-10 раз толще самого металла, из которого сделан кузов автомобиль. Если в качестве изолируемой пластины представить межквартирную стену, то становится очевидным, что “автомобильным” методом вибродемпфирования звукоизолировать массивную и толстую кирпичную стену не удастся.

Так как при монтаже звукоизолирующих конструкция не обойтись без потери полезной площади и высоты помещения, то требуется обратиться к специалисту-акустику уже на этапе проектирования помещения или здания. Для сведения этих потерь к минимуму и достигнуть наибольший эффект звукоизоляции вашего помещения.

Это лишь некоторые, самые распространённые мифы, которыми пользуются строители, на самом же деле их гораздо больше. Описанные мифы помогут вам избежать ошибок при выборе специалистов для строительных и ремонтных работ вашей недвижимости, при монтаже студии или домашнего кинотеатра.

Гарантией правильно выполненной звукоизоляции вашего помещения будет согласование проекта строительства или ремонта с профессиональным инженером-акустиком, который даст рекомендации со схемами решений конструкций и отдельных узлов.

Многие путаются в понятиях, считая, что «звукоизоляция» и «шумоизоляция» – это синонимы, и обозначают они одно и то же. До недавних пор так и было, пока специалисты не начали отделять их друг от друга. Так что такое шумоизоляция и звукоизоляция – в чем разница между этими терминами?

Немного теории

Звукоизоляционные меры направляются на борьбу со структурным (вибрационным) и воздушным (акустическим) шумом.

К первому можно отнести звуки, передаваемые коммуникационными системами, ко второму – звуки человеческой речи, собачий лай, музыку, шум от проезжающих автомобилей и пр., проникающие в комнаты через пол, стены, потолочные конструкции. Измеряется звукоизоляция в Дб (децибелах).

Шумоизоляция – предупреждение проникновения ударного шума, появляющегося вследствие падения предметов, передвижения мебели, ходьбы, хлопанья дверями и пр.

Читайте также:  Вешалка в маленькой комнате

Наиболее сильно человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне 50 Гц, в связи с чем допустимый диапазон звуковых колебаний был в свое время регламентирован в СНИП 23-03-2003 «Защита от шума» – до 48 дБ в дневное, до 39 дБ в ночное время. СНиП СССР от 1977-80 гг. предусматривали определенную структуру пола:

  1. Чистовое покрытие – рулонное, не меньше 0,4 см толщиной, или штучное (паркет, ламинат).
  2. Цементно-песчаная стяжка или покрытие листовыми материалами.
  3. Звукотеплоизолирующая прокладка толщиной 4-10 мм.
  4. Основание – бетон или дерево.

Такой тип конструкции пола актуален и по сей день. Увы, не всегда изготовители теплоизолирующих и подложечных материалов с высоким модулем упругости в динамике считают нужным предпреждать о необходимости правильного монтажа собственной продукции.

Чтобы добиться нужного эффекта, то есть снизить шумовой поток на 18-20 децибел, требуется стяжка толщиной более 4 см. Это относится как к полистирольным, стекловатным плитам, так и к пеноматериалам и пр.

Звукоизолирующие материалы для пола

При оборудовании звукоизоляции посредством стяжки необходима подложка, укладываемая между основанием и стяжкой. Исходя из физических характеристик, применяемые для этой цели материалы можно разделить на две категории:

Шумопоглощающие

Минимизируют вибрационные и звуковые колебания, снижают акустический шум (эффект эха) и ударный. Сюда можно отнести Шумостоп и Шуманет от Акустик Групп, Вибростек и Базальтин от одноименных производителей и пр.

Звукоизоляционные

Отражают шумовую волну, становясь препятствием для ее продвижения. С этой задачей безупречно справляются нетканые, а также мембранные минеральные или неорганические материалы. Среди них можно отметить Rockwool Акустик, Термозвукоизол, PhoneStar (Фонестар), Tecsound.

Свойства материалов

Эффективны звукоизолиторы не во всех случаях, а при укладке под стяжку из цементно-песчаной смеси толщиной от 40 мм или при настиле сборной конструкции чернового пола, состоящей из двух слоев гипсоволоконного материала (по методическим указаниям Knauf) или двух листов фанеры (в соответствии с рекомендациями Rockwool).

При монтаже шумоподавляющих материалов под стяжку, тип финишного напольного покрытия не важен – он может быть рулонным (линолеум, ковролин), штучным (ламинат, паркет, плитка) и пр.

При укладке тонкого звукоизоляционного слоя на стяжку обустройство чистового пола допустимо только из числа монтируемых плавающим способом (ковролин, паркетная доска с замковой системой, массивная паркетная доска на скобах). Правда, такой тип монтажа вполовину снижает уровень звукоизоляции.

Многие изготовители теплозвукоизолирующих материалов еще лет 10 назад начали производить шумоподавляющие изоляторы на основе базальтового и стекловолокна.

Это специализированные линейки, выпускаемые в виде рулонных материалов и матов. Например, «Урса Перегородка», «Изовер звукозащита» от Isover, «Insulation Акустическая» от Knauf.

Но не стоит путать утепляющие подложки с акустическими – подменять вторые первыми просто нецелесообразно, так как у них совершенно разные физико-технические данные.

О керамике и дереве

Звукоизоляция под керамогранит и кафельную плитку заслуживают отдельного рассмотрения, так как для этих материалов свойственно т. н. «малое внутреннее затухание».

Соответственно, сэндвич из керамической плитки, цементно-песчаной стяжки и бетонной плиты дает резонансное усиление звуковых волн в стандартном диапазоне.

Пытаясь найти оптимальное решение, владельцы жилья с плиточными полами сверху чистового покрытия настилают изоляторы на вспененной основе, а сверху – ковры. Но в действительности это не дает желаемого эффекта – для финишных покрытий из камня и керамики необходима шумоизоляция под стяжку.

Все рассмотренные выше примеры относятся к бетонным полам. Если говорить о древесине, то здесь возникает намного меньше проблем. На структурном уровне она сама частично гасит шумы (исключая вибрационные).

Усиление звукоизоляционных качеств древесных полов допустимо не всеми материалами. Применимы только имеющие одинаковый с древесиной уровень паропроницаемости (каменная и стекловата от URSA, Knauf, Rockwool и пр.).

Обусловлено это тем, что нетканые мембранные подложки играют роль гидроизоляции, что негативно воздействует на древесину – невентилируемое основание сгниет в короткие сроки.

Еще немного исследований

Возможно, многие слышали пиар-заявления изготовителей подложечных материалов, гарантирующих качественные звукоизолирующие свойства при укладке их продукции при плавающем способе монтажа.

В соответствии с исследованиями специалистов в области акустики, структура звукоизоляторов должна быть достаточно нестандартной.

Это связано с тем, что звуковые волны, проходящие сквозь шумоподавляющую мембрану, теряют свою силу из-за трения воздуха в порах нетканого материала.

Но применяемые в большинстве случаев материалы (пробковые, пенополиуретановые, из вспененного полиэтилена) не наделены нужным уровнем плотности, чтобы их можно было отнести к классу звкоизолирующих.

В то же время для звукопоглощающих они обладают слишком низкой степенью подавления, поскольку отсутствует циркуляция воздуха вокруг изолятора.

Иногда во время монтажа мастера укладывают подложку в многослойную конструкцию, чтобы справиться с этой проблемой. Но следует читывать, что это противоречит технологии монтажа сборных покрытий плавающим способом, что в результате вызовет разрушение замковых соединений.

Неправильный монтаж любого типа звукоизоляции может негативно отразиться на эффективности материала. Для получения безупречного результата стоит проконсультироваться со специалистами-акустиками или грамотными дилерами, представляющими изготовителей-разработчиков звукоизоляционных подложек.

Правильный монтаж шумоизоляции, видео

Человеческое ухо улавливает звуки в ограниченном диапазоне и получает через слух лишь 9% информации об окружающем мире. Но для жуткой головной боли и испорченного настроения и этого бывает достаточно, если у соседей работает перфоратор, чьи-то дети затеяли футбольный матч прямо у вас над головой, а сигнализация автомобиля во дворе, кажется, разрывает мир на части. Как же ограничить контакт с шумом, который и мешает, и раздражает одновременно?

Постоянный назойливый шум приводит к тому, что внимание снижается, а количество ошибок в любом деле увеличивается. Шум замедляет реакцию человека на внешние сигналы, в итоге растут шансы попасть в аварию, не заметить пешехода или, наоборот, несущийся с огромной скоростью автомобиль. Если уровень постоянного шума превышает нормальный для человеческого уха порог, даже здоровый организм дает сбои: ухудшается общее самочувствие, развиваются неврозы. Слишком громкие резкие звуки – взрывы, стрельба – могут даже разорвать барабанную перепонку и повредить слуховой аппарат.

Чтобы защититься от шума в собственном доме или квартире, вам придется вначале определить вид звука и понять, где находятся его источники.

Сам звук – упругие волны, или колебания, которые распространяются в любой среде, кроме полного вакуума. Все звуки, которые вы слышите каждый день, можно разделить на две группы: источник звука вне помещения и источник звука внутри помещения. На улице звук свободно перемещается во все стороны, и чем сильнее удаляется звук от источника, тем слабее он становится. Внутри помещения звук начинает отражаться от поверхностей. Звук, который отражается, накладывается на первичный звук из источника. Сила звука увеличивается.

Читайте также:  Как наклеить мозаику на стену

Отзвук, или часть отраженной звуковой энергии, влияет на акустику в помещении. Если отзвук отсутствует, сам звук покажется вам невыразительным и «плоским». Если отзвук слегка опаздывает на доли секунды, а это нормальное физическое явление, исходный звук становится богаче и выразительнее. Если время отзвука затягивается, возникает фоновый шум и эхо, который сильно мешает воспринимать исходный звук. Именно поэтому так сложно иногда разобрать речь комментатора на спортивных соревнованиях, или понять, о чем идет речь по общему радио в здании аэропорта или вокзала.

Еще звуки могут быть воздушными или ударными. Воздушные звуки, или воздушный шум, передается по воздуху – крик, музыка, смех, разговоры. Этот шум вы услышите через открытые окна, щели и трещины в перекрытиях. Ударный шум, или вибрации, переносится по твердым стенам и перекрытиям. Такие звуки возникают, когда работает перфоратор, кто-то хлопает дверьми или передвигает мебель, прыгает и бегает, а иногда просто ходит по полу.

Если вы въехали в квартиру с окнами, которые выходят на шумный проспект, или вы строите дом и уже планируете дату новоселья, а ваши соседи только еще приступают к работам, вам точно будет досаждать воздушный шум извне. В таком случае вам потребуется создать барьер, который остановит эти звуки и частично отразит их обратно. Здесь речь идет о звукоизоляции. Чтобы звукоизоляция от воздушного шума извне работала эффективно, изолировать нужно все поверхности, которые контактируют со звуком: стены, потолок или крышу, окна и двери.

Если вас беспокоят звуки канализации или шум, который издают двери лифта, — проблема заключается в структурном шуме. Если вы слышите, как соседи сверлят стены в многоквартирном доме, и точно знаете, что подошвы домашней обуви у живущих сверху сделаны из мрамора, вам мешает ударный шум – самая неприятная разновидность структурного шума. В этом случае вам также придется обустраивать звукоизоляцию, но уже такую, которая погасит вибрации.

Если вам хочется спокойно смотреть телевизор в спальне, когда детям уже положено спать, а мешать им не хочется – значит, вам нужно, чтобы как минимум стена между спальней и детской поглощала шум. Или если вам не хочется лишний раз объяснять соседям снизу, что дети иногда бегают и даже – о ужас! – играют в мяч прямо дома, то вам придется позаботиться еще и о звукопоглощении.

Звукопоглощение отличается от звукоизоляции главным образом тем, что звукоизоляция удерживает звуковые волны на стороне источника шума и не пропускает их за пределы барьера. Звукопоглощение же не позволяет звуку отражаться от стен помещения. Примеры помещений, где звукопоглощение устраивать необходимо – комната для домашнего кинотеатра, звукозаписывающая студия, и любое пространство, где важно акустическое качество звука.

Чтобы наслаждаться дома тишиной, вам придется сочетать звукоизолирующие материалы для задержки звука и звукопоглощающие средства для уменьшения силы звука в самом помещении. Такое сочетание лучше всего защитит от шума.

Материал, который поглощает звук, состоит из твердого вещества, которое равномерно распределяется по всему его объему. Между твердыми частицами имеется множество мелких полостей, которые сообщаются между собой. Они наполнены воздухом. Звуковые волны, точнее, колебания воздуха под звуковым давлением, трутся о стенки пор, вязнут в воздухе внутри материала и затухают в полостях.

Все звукопоглотители можно разделить на волокнистые и пористые. Волокнистый звукопоглощающий материал состоит из слоев волокон, которые переплетены между собой. Чтобы получить волокна, при высоких температурах расплавляют горные породы или стекло. На расплавленное вещество направляют поток раскаленного газа и раздувают состав. Таким образом получаются пучки волокон, из которых затем формируют рулоны, маты, холсты или плиты.

Пористый звукопоглощающий материал состоит из зерен или гранул, которые образуют ячейки. Между ячейками остаются поры, сквозь которые свободно проходит воздух. Пористые материалы производят из гипса, шлака или перлита, и тогда они получаются жесткими. Еще пористые звукопоглотители делают из полимеров – пенополиэтилена, пенополипропилена или каучука. В этом случае материал имеет ячеистую структуру и остается эластичным. Стенками пор служат гибкие полимерные пленки, которые усиливают гашение звука.

Параметр, который говорит о том, насколько эффективно материал поглощает шумы – КЗП: коэффициент, или индекс звукопоглощения. Если материал полностью отражает звук, КЗП равен нулю. Если звук поглощается полностью, КЗП равен 1.

Звукопоглощающие материалы делят на мягкие, полужесткие и жесткие. Значение КЗП мягких материалов, как правило, ниже аналогичного параметра жестких вариантов. К мягким материалам относятся маты или рулоны из минеральной ваты на основе каменного или стеклянного волокна. Волокна в них соединяются между собой без связывающего вещества. Сюда же можно отнести эластичные рулоны из вспененных полимеров. К полужестким материалам относятся плиты из минеральной ваты толщиной до 50 мм и плотностью до 130 кг/м 3 .

Шумопоглощающий SoundGuard Ковер – мат, который выглядит как обычная ткань и состоит из спрессованного стекловолокнистого холста. Его вы можете использовать в конструкции звукоизоляции стен и потолков — слой материала будет амортизировать и поглощать шумы.

Еще один вариант – акустические перегородки Knauf, специальный материал в плитах из стекловолокна с индексом звукопоглощения на частотах больше 500 Гц не менее 0,98, то есть полностью. Частота 500 Гц – это звук скрипки или флейты, например. В диапазоне от 500 до 2500 Гц живут звуки всех музыкальных инструментов – виолончели, гитары, фортепиано. Основная же масса бытовых шумов имеет еще большие показатели Гц, и также полностью поглощаются материалом.

Акустические перегородки Knauf применяют для защиты от шума в перегородках, полах и подвесных потолках. Маты в перегородках послужат, кроме того, отличной дополнительной преградой для воздушного шума и нейтрализуют от 50 до 60 дБ лишней звуковой нагрузки. Они имеют волокна разной длины: от длинных – 150 мм до очень коротких, и именно хаотичность структуры дает такие высокие шумоизоляционные характеристики.

Звукоизоляционные материалы, которые становятся барьером для шума, выбирайте по параметрам индекса изоляции воздушного шума (RW для вертикальных конструкций и LW для горизонтальных перекрытий). Измеряется индекс в децибелах (дБ) – он покажет уровень звука, который отразит материал. Чем выше RW и чем ниже LW, тем эффективнее звукоизоляция.

Чтобы понимать, от какого звука в децибелах вы хотите избавиться или уберечься, приводим уровень шума от бытовых источников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector